25 января, 2018 - 17:46

Ученые: Школа — это фабрика, на которой «штампуют» людей без воображения

Большинство детей — творческие гении, однако школьная система уничтожает их способности, утверждает специалист, изучающий принципы креативности, доктор Джордж Лэнд. Несколько десятилетий назад ученый разработал специальный тест для сотрудников НАСА, позволяющий измерять творческий потенциал.   

Лэнд задался вопросом: почему у одних людей ярко выраженные творческие способности, а у других — нет, и можно ли на это повлиять? В конце 60-х годов он провел тест среди 1600 детей в возрасте от 4 до 5 лет. Им задали задачки, которые можно было решить разными, в том числе нестандартными, способами. Результаты поразили: оказалось, 98% детей в плане творческого воображения попадали под категорию «гений».  

Аналогичный тест Лэнд провел среди этих же ребят через 5 лет, когда они уже стали школьниками. На этот раз количество детей, способных нестандартно мыслить, снизилось до 30%.  Когда же их протестировали в третий раз в возрасте 15 лет, креативным мышлением могли похвастаться только 12%. Характерно, что среди взрослых людей показатели еще ниже — всего 2%.  

Почему так происходит? По мнению ученого, одна из причин — индустриализация. «Поскольку мы строим много фабрик, нам становятся нужны и "фабрики" для людей, то есть школы, — говорит он. — Именно на них "производят" тех, кто потом будет работать на предприятиях».  

Есть два типа мышления: дивергентное и конвергентное, поясняет ученый. Дивергентное отвечает за воображение и способность находить новые возможности, нестандартные выходы из ситуаций. Конвергентное оперирует усвоенными шаблонами. Именно этот метод мышления развивается у ребенка, который учится в школе. «Так что, когда кто-нибудь просит вас найти новую идею, обратитесь за советом к пятилетнему ребенку», — шутит Лэнд.  

Однако не стоит расстраиваться: творческие способности можно развить в любом возрасте, поскольку они не исчезают бесследно, отмечает специалист.

USD 56.52
EUR 69.89
Погода:
-12 °C